Схема мошенничества: бесплатное медицинское обследование
Вопрос:
Мне позвонили из медицинского центра и пригласили на бесплатное обследование позвоночника. Я воспользовалась предложением. По результатам диагностики врач медицинского центра назначил мне физиотерапевтические процедуры, настаивая на незамедлительном лечении во избежание серьезных последствий для здоровья. Предложил 80% скидку. Я согласилась и подписала договор. Дома обнаружила подписанный мной кредитный договор. Что делать? Как отказаться от медицинских услуг и расторгнуть кредитный договор?
Ответ:
Это распространенная в последнее время схема мошенничества. Человека приглашают в медицинский центр (или салон красоты) на «бесплатную» процедуру или обследование. Какую-то процедуру действительно проводят, а затем персонал оказывает на клиента психологическое давление, убеждая приобрести якобы необходимые ему услуги на крупную сумму. Представители компании могут «идти навстречу», обещая возможность оплаты по частям, и не сообщать, что в действительности будет оформлен кредит.
В результате введенный в заблуждение потребитель подписывает два договора: с компанией — об оказании услуг и с банком — кредитный. Кроме того, предлагаемые услуги, как правило, стоят гораздо дороже рыночной стоимости. В случае расторжения договора с клиникой деньги возвращаются только за те услуги, которые еще не были оказаны. Нередко и за «первую бесплатную процедуру» приходится платить, так как ее включают в перечень услуг по договору, и она считается фактически выполненной.
В данном случае (когда договор уже подписан), следует немедленно обратиться в банк и отказаться от кредита, а также расторгнуть договор об оказании услуг с медицинской организацией («бесплатную» процедуру, скорей всего, придется оплатить).
Разъясняем, что помимо права на отказ от приобретения дополнительных платных услуг законодательство предоставляет потребителю право на отказ от уже заключительного договора оказания дополнительных платных услуг: в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» гражданину предоставлено право в любое время отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (в ситуации, когда договор оказания дополнительных платных услуг предусматривает предварительную оплату их стоимости, последующий отказ потребителя от договора влечет обязанность исполнителя услуг возвратить полученное вознаграждение за вычетом фактически понесенных им расходов).
Пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В связи с этим, недопустимо включение в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право потребителя на отказ от договора или усложняющих процедуру такого отказа посредством установления дополнительных по сравнению с предусмотренной статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязанностей.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»