Шумерлинский муниципальный округ

Юманайская сельская библиотека представляет рубрику "Маленькие деревни большой России"

Юманайская сельская библиотека представляет рубрику "Маленькие деревни большой России"

Село Юманаи. Шумерлинский район. Чувашская Республика. Село Юманай (Юманай ял. ). (Юманай Ялтара - 01.10.1927 г.) Курмышский уезд с 1917года. Ядринский Уезд – с 07.09.1920 года по 01.10.1927 г. Волость Атаевская – с 1917 г. Ходаровская волость – с 14.09.1926 г. по 01.10.1927 г. Район Вурнарский с 01.10.1927 г. Шумерлинский район с 01.03.1935 г. Калининский район с 17.03.39 г. Шумерлинский – с 26.11.1956 г. Шумерлинский горсовет – с 03.11.1965 г. Район Шумерлинский с 30.12.1966 г. Юманайский сельский совет с 01.10.1927 г. До 1917 года село имело и другое название – Т ю м е н д е р к и н о. По преданию, здесь были дремучие, непроходимые леса «портѐ касса к.реймен», т.е. топором нельзя было прорубить просеку. Первые жители устраивали свои жилища среди этих кряжистых великанов. Оттого и селение получило свое название. Оно не имело улиц, так как правильному расположению домов мешали дубовые пни в тричетыре обхвата. Эти пни невозможно было выкорчевать, и они долго сохранялись. Старожилы до сих пор это помнят. Вырубая лес, люди строили те только дома, но и изготавливали дубовую домашнюю утварь, разные вещи для ведения хозяйства. Преданий об истории села народная память сохранила немного. Сохранились только путанные рассказы о старожилов. Откуда же произошло название Ю м а н а й ? Ответить на этот вопрос одним словом невозможно. До настоящего времени многие жители переводят слово Ю м а н а й как « под дубом». Здесь надо отметить, что этот перевод сделан очень неточно. В свете упомянутого факта по этому поводу В.А. Нестеров в книге «Над картой Чувашии» писал «Указание природы дерева – признак местности, наиболее часто упоминаемый в чувашской топонимии. По дереву называются урочища лесные, поляны, овраги и поля, образованные на местах расчисток…» Бытует предание и такого содержания. Первым поселенцем был беглый чуваш Юман. Он бежал от царских властей, спасаясь от наказания, вместе с ним в этой дубраве жили и другие чуваши, скрывавшиеся от ясака (налога) Впоследствии жители очистили от деревьев значительную территорию, построили жилища. Юман встретил среди беглых чувашей красивую девушку. Говорят они по вечерам любили седеть под кряжистым дубом-великаном. Полюбили друг друга и поженились. И у них вырос сын, названный именем Юман. Рассказывают и другое. Давным-давно в эти места пришли несколько человек, расположившись возле оврага Киремет =ырми в дремучем лесу. В первое время лесные люди питались дарами леса и охотились на зверей. Язычники чуваши этих мест поклонялись киреметь – дубу. Со временем к лесным людям присоединились и другие. С тех времен верующие начали называть этот овраг Киреметь –Юман =ырми (речка с дубом). К нынешнему времени это место не известно. В селе Юманай в 1870 году числилось 72 двора с населением 362 человека. В 1910 году – 121 двор (671 человек), в 1926 году – 137 дворов, население – 680 чел. Разными промыслами занимались 65 человек, из них большинство работало в своем же селе. Только 8 человек ходили на сторону. Из кустарей в деревне были колесники, мельники, пастухи, пчеловоды. Юманайские крестьяне в прежние времена выезжали на базары в Норусово, Курмыш, Ибреси, Порецкое, Качалово (там покупали романовские валенки), Цивильск, изредка выезжали в Чебоксары. Кузнечным делом в селе занимался К.Г. Кузнецов (он же гусляр), усвоил это ремесло от своего отца, а последний – от русского кузнеца. Кожевенным делом занимался один татарин из Арзамасского уезда, от него усвоил это ремесло местный житель Григорий Сергеев. До революции все большие дома с резными украшениями и узорами в с. Юманай построены русскими плотниками из с. Майдан Нижегородского края и Вятской губернии. Они же строили ветряные мельницы и деревянную церковь. Ныне село Юманай является административным и производственным центром, объединяющим населенные пункты: Вторые Ялдры, Пюкрей, Кадеркино, Эшменейкино, Луговая и Тарн-Сирма.