О правилах оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств
Любое транспортное средство нуждается в уходе и должном обслуживании. В настоящее время существует очень разнообразный выбор автосервисов. Все они оказывают услуги и выполняют различные виды работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Что необходимо знать потребителю данных услуг, чтобы избежать возможных проблем?
В первую очередь следует обратить внимание на информацию об исполнителе. Согласно Закону РФ от 07.02.1992 №2+300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), если исполнителем является юридическое лицо, то на вывеске организации размещается информация о фирменном наименовании юридического лица и месте его нахождения. Если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то он в наглядной и доступной форме доводит информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, в автосервисе должна присутствовать информация о режиме его работы.
Автосервис (далее – исполнитель) обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 290, автосервисом выдается договор в письменной форме. Это может быть заказ-наряд, квитанция или другой документ с обязательными содержанием наименования исполнителя и его место нахождения, ФИО владельца ТС и телефон, дата приема заказа и сроки выполнения ремонта. Если работы осуществляются по частям, то должны быть прописаны промежуточные сроки исполнения.
Также должны быть установлены цена услуги и порядок оплаты (единовременно, в рассрочку, наличными, безналичным путем).
В обязательном порядке указываются данные ТС: марка, модель, госномер, номера агрегатов, а также цена самого автомобиля, которая устанавливается соглашением сторон.
Обязателен перечень оказываемых услуг (работ), запасных частей и материалов, их стоимость и количество. Если запчасти и материалы предоставляются владельцем автомобиля, то в договоре должен быть указан их перечень.
Если на работы и запчасти устанавливаются гарантийные сроки, то они также должны быть прописаны в договоре.
Когда транспортное средство остается в автосервисе, должен подписываться приемосдаточный акт, в котором указывается комплектность и повреждения, а также список запчастей, которые были переданы собственником транспортного средства. Акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя (при наличии печати).
Исполнитель вправе выполнять только те работы по ремонту автомобиля, которые согласованы с потребителем и указаны в договоре. Оказывать дополнительные услуги, не согласованные с потребителем, и требовать их оплаты исполнитель не вправе.
Исполнитель обязан оказать услуги (выполнить работы) в сроки, указанные в договоре.
Автомототранспортное средство выдается потребителю или его представителю после полной оплаты оказанной услуги (выполненной работы) при предъявлении приемосдаточного акта и договора (квитанции и т.д.), паспорта или другого документа, удостоверяющего личность
При выдаче автотранспортного средства из автосервиса необходимо проверить полноту и качество оказанной услуги (выполненной работы), комплектность и сохранность товарного вида автомототранспортного средства.
При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку
Если работы выполнены некачественно, то исполнитель в соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителей вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
а) безвозмездного устранения недостатков (недостатки должны быть устранены в разумный срок, назначенный потребителем);
б) соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
в) безвозмездного повторного выполнения работы;
г) возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или существенные отступления от условий договора.
В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребителя, потребитель вправе потребовать от исполнителя выплаты неустойки, размер которой определяется Законом о защите прав потребителей.