Что должен знать потребитель о качестве платных медицинских услуг
Качество платных медицинских услуг должно соответствовать условиям договора. Если законом или иным нормативным актом предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, оказываемые по договору услуги должны соответствовать этим требованиям (п. 35 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 736 (далее - Правил). Согласно Правил, исполнитель до заключения договора в письменной форме должен уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Соответствующие порядки и стандарты утверждаются Минздравом России. Этот же орган в силу Закона об основах охраны здоровья утверждает критерии оценки качества медицинских услуг. Информация о стандартах медицинской помощи и клинических рекомендациях (при их наличии), с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги, должна быть доведена исполнителем до сведения потребителя (заказчика).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате оказания платных медицинских услуг ненадлежащего качества медицинская организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор об оказании платных медицинских услуг может быть расторгнут по обстоятельствам, связанным с волеизъявлением одной или обеих его сторон, на основании:
- соглашения сторон;
- решения суда по требованию одной из сторон;
- одностороннего отказа от исполнения договора (ст. 32 Закона о защите прав потребителей, п. 29 Правил).
В договор об оказании платных медицинских услуг не могут включаться условия, ущемляющие права потребителя, исполнитель не вправе, в частности, в отсутствие предусмотренных законом оснований в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора или вносить в него изменения (в том числе оказывать потребителю без его письменного согласия дополнительные платные услуги). Кроме того, договор не может содержать условия, исключающие или ограничивающие ответственность исполнителя за нарушение обязательств; вводить штрафы, удержания и другие санкции на случай отказа потребителя от договора; устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Эти и другие подобные условия, нарушающие права потребителя, являются ничтожными согласно требованиям ст. 16 и ст.32 Закона о защите прав потребителей.
Информация подготовлена на основе открытых Интернет - источников.
Консультационный пункт для потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля»