Шумерлинский муниципальный округ

Главная беда Суры – браконьеры (газета "Вперед")

По итогам работы в первом полугодии  Сурский сектор отдела рыбоохраны Управления  Россельхознадзора в Чувашской Республике отмечен  с положительной стороны.

Прошло более года,  как эта служба работает  в составе Россельхознадзора. Вместе с начальником Сурского сектора А.Д. Митиным  и экипажем катера «Ратник» выехал в очередной рейд по Суре и корреспондент газеты, чтобы познакомиться с их работой, рассказать об увиденном и услышанном нашим  читателям.

…На высоком берегу Суры находится производственная база рыбнадзора. Туда мы подъехали около 10 часов утра. На причале стоит катер «Ратник» и в полной готовности ждет своих хозяев. Быстро собравшись, мы отправляемся в рейд по охране водных богатств Суры и окрестных озер.

В нынешнем году Сура сильно обмелела, и капитану корабля В.В. Антонову приходится лавировать, выбирая более глубокие места в фарватере. Проплывая вниз мимо красивых берегов Суры, видим одиночных рыбаков на берегу с удочкой в руках. Пока явных нарушителей не видно.

Вот приближаемся к железнодорожному мосту. Впереди видим двух человек в лодке, средь бела дня ставящих сеть через всю реку. Вот обнаглели! Подплываем ближе. А.Д. Митин узнал старых знакомых. Отбираем сеть. Благо, рыба еще не успела попасть. Александр Дмитриевич браконьерам назначает «встречу» в своем офисе, и мы отправляемся дальше.

Пока «Ратник» следует намеченным курсом, я прошу А.Д. Митина рассказать об изменениях, произошедших за последний год.

- С 1 июля 2005 года органы рыбоохраны вошли во вновь созданную службу – Россельхознадзор, – поясняет он. – Туда вошли и органы ветеринарного, фитосанитарного надзора и каранти­на растений. Все органы надзора объединены в одну службу. В связи с этим укруп­нением произошли существенные изменения: повысилась зарплата, улучшилось обеспе­чение горюче-смазочными материалами и запчастями для транспорта. Как нам говорят, с 1 января будущего года вводятся новые штаты в водный транспорт, будет поступление новых моторов. Но и в данное время для надзора водных биологических ресурсов горюче-смазочными материалами мы обеспечены.

Функции и права остались прежними – надзор и охрана водных биологических ресур­сов. Также и все санитарирные функции остались у нас. Но есть некоторые неувязки с Админист­ративным кодексом. Это беда всех надзорных служб. Все считают, что в новом Адми­нистративном кодексе осталось очень много лазеек для правонарушителей, чтобы уйти от ответственности.

- Какие меры вы можете применить к нарушителям-браконьерам?

- Можем их задержать, составить протокол об административном правонарушении, вре­менно изъять запрещенные орудия лова, которые были использованы для незаконного ло­ва рыбы. А затем будем рассматривать каждое правонарушение и наказывать. Стараем­ся, чтобы ни один нарушитель не остался безнаказанным. Новый Административный кодекс позволяет применять различные меры, вплоть до ареста на 15 суток, ес­ли нарушитель отказывается платить штраф, удвоить размер штрафа, а также конфисковать через суд все имущество, которое использовалось в браконьерских целях.

Наш катер идет дальше, все ближе к Ядрину. Здесь Сура шире, глубже. В районе Курмыша даже имеется станция бакенщиков, работники которой следят за глубиной Суры и ставят указатели для  речных судов.

…«Ратник» движется все дальше. Вдруг он резко притормаживает. Оказывается, впереди нас ждет новый сюрприз – нарушители правил рыболовства. Двое рыбаков, увидев вблизи  катер рыбнадзора, хотя с опозданием, дали стрекоча в кусты на левом берегу, покидав в ручную плоскодонку и сети, которые они только что хотели поставить в реку, не забыв прихватить полуопустошенную поллитровку.

А нам, подплывая поближе, пришлось только забрать заброшенную лодку и неуспевшие быть использованными две сети.

Еще не раз за вечер и ночь пришлось нам встретиться с нарушителями правил рыбной ловли. Среди них были и молодые, и пожилые люди.

- Во время рейда мы почти сутки находились на Суре, - продолжает А.Д. Митин. - Нарушители боятся рыбной инспекции. Задержали двух человек, изъяли лодку. Сняли около 20 сетей китайского производства общей про­тяженностью почти 5 километров. Представьте, сколько ущерба они могли принести! Так что рейд прошел не впустую.

 Хочу обратиться к рыбакам-любителям. В нашей реке начала восстанавливаться по­пуляция стерляди. В последний раз массовое отравление реки Суры было в 1984 году, и вот популяция стерляди начала восстанавливаться самостоятельно. А сурская стерлядь занесена в Красную Книгу России. Ее ловить нельзя. Сейчас попадаются экземпляры и в 5 килограммов, и поменьше. И надо всем рыбакам проявить гражданскую совесть, гуман­ность, чтобы восстановилась стерлядь, чтобы ее увидели наши дети и внуки, да и мы сами. Ведь доста­точно десяти лет и отсутствия массовых отравлений, как она восстановится полностью. Это хочется отметить особо, потому что такой стерляди, как сурская, нет. Та стерлядь, которую можно ловить в Волге, не идет ни в какое сравнение с сурской по вкусовым качествам. В Волге плохая кормовая база, а в Суре она богатая.

- Наверное, рыбу можно ловить, но в разумных пределах.

- Да, ловить рыбу никому не запрещено, но разрешенными способами: на крючки.

- Александр Дмитриевич, вот идем по Суре вниз, вверх, и видно, что она стала очень мелкой. Это сказывается на вашей работе?

- Проблема только для судоходства. Рыбе это не помеха, потому что отмели только местами. А рыба для себя яму найдет. Проблема для нас, конечно, есть. Сура стала несу­доходной, никто ее не очищает. По всей России реки мелеют. Та же Волга, например. Сколько лет уже идет разговор о поднятии уровня Волги. Не только для энергетики, а ради развития судоходства. Крупнотоннажные суда тоже не проходят. Например, в Пензенской области ГЭС открыли. Может, она воду придерживает - на нашем участке Суры обмеление идет. Чебоксарское водохранилище тоже играет роль. Бывает, ниже Курмыша перепад уровня за сутки составляет 40-50 см.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших специалистах.

- У нас сложившийся коллектив. Все работают по 15-20 лет. Например, главный спе­циалист Александр Артемьевич Волков обслуживает Ядринский участок, ведущий специалист Сергей Александрович Гришин обслуживает Шумерлинский район, ведущий специалист Валерий Борисович Соловьев - Порецкий район, Олег Владимирович Серегин  - Алатырский участок. Экипаж корабля: капитан Виталий Владимирович Антонов  и руле­вой-моторист, специалист второй категории Олег Иванович Теленков, работают по много лет. Сам я отработал 15 лет на этом месте.

- Службе рыбоохраны более 70 лет. У вас хорошая производственная база?

- Это у нас называется брандвахта. Катер, лодки моторные. Практически всё, что видите на базе, сделали своими руками. Каждый месяц, каждый день стараемся что-то обустроить. Хо­чется и отдохнуть после работы.

- Россельхознадзор - многосторонняя служба. Как взаимодействуют отделы?

- У нас единая служба, только разные отделы. Работаем все вместе, никакого разделе­ния нет. Я вот, например, зам. начальника отдела рыбнадзора, а у меня находится и карантин расте­ний (Людмила Ипполитовна Осипова), и охотнадзор (Юрий Николаевич Константинов), и Красночетайский охотнадзор, за которых по приказу я отвечаю. При необходимости работаем со­вместно и с ветеринарной службой, чтобы усилить состав рейдовой группы. Например, ветеринар в Порецком районе, ведущий специалист Антонов, выезжает с ведущим специа­листом рыбнадзора Соловьевым.

- Какова эффективность вашей работы?

- За семь месяцев нами составлено 312 протоколов о нарушениях правил рыболовства и примерно столько же - об административных правонарушениях. Все нарушители привлечены к административному наказанию в виде штрафа на общую сумму более 150 тысяч рублей.

Китайские сети порождают массу браконьеров. Человек пойдет с удочкой, и китайскую сеть прихватит. Зная, что нарушает, все же поставит. От дешевой сети  просто отказаться: 100 руб­лей – это 3 килограмма рыбы.

- Александр Дмитриевич, вы бываете в рейдах почти каждый день. Что вас огорчает, что радует?

- Меня очень радует то, что рыбы стало больше. Видели, как она гуляет, играет, осо­бенно по утрам в тихую погоду? Сомы выпрыгивают как дельфины. Конечно, спад произ­водства сказался благоприятно на экологии рек. Меньше используют минеральных удоб­рений. Огорчает то, что рыбаки, те же браконьеры, недобросовестны. Вот сегодня сами видели: оставили сеть в воде. Рыба тухнет, отравляет воду. Так же нельзя! Некоторых рыб раки съедят. Но ведь не всех. Другие рыбы заражаются. Очень варварский метод: рыбу выбрать, а сеть оставить. Каждый раз приходится снимать очень много брошенных дешевых сетей. В настоящее время, можно сказать, мы выполняем санитарную функцию. Сети снимаем, потом уничтожаем.

…Пока мы беседовали, наш «Ратник»  подплыл к базе. Пришвартовавшись, экипаж выгрузил «трофеи», ликвидировал собравшиеся за время рейда китайские сети. После небольшого отдыха ему предстоит вновь собраться в путь на охрану рыбных запасов Суры.

 



12 августа 2006
00:00
Поделиться