Шумерлинский муниципальный округ

Роль семьи в воспитании ребенка (газета "Вперед")

«Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что все-таки и главное, и основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего.

Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит». Эти слова прозвучали в Послании Президента ЧР Н.В. Федорова Государственному Совету.

Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Какова же роль семьи в разрешении этих вопросов? Семья всегда была и будет основой воспитания подрастающего поколения.

Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях. В семье ребенок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире, и их оценку из уст родителей и старших, в семье с первых  лет своей жизни дети знакомятся с социальными и нравственными ценностями. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг.        

 Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Но полноценных семей становится все меньше.

Из семьи, семейного воспитания исходят у ребенка, подростка, юноши представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве, о правилах поведения и первые трудовые навыки. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад семейное  духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни.  Недаром чувашские пословицы проповедуют привязанность к  родству. «Своего добивайся, рода не чуждайся», «Краса дома - родные», «Согласие в доме- покой в семье». По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. В этнопедагогике чувашской семьи четко выделяется традиция, метко нацеленная на то, чтобы формировать у каждого ребенка знание и чувство рода. В этом неизменном стремлении заложен глубокий философский и психолого- педагогический смысл.

Но вот часто обнаруживается в жизни  – дети зачастую не знают отчества, день и год рождения своих бабушек и дедушек, не знают, кем они были, как прожили свою жизнь. Чтобы ребенок знал свои корни, в каждой семье должно быть прямо на глазах, в их комнатах, на стене, а не где-то на верхней полке - древо жизни родства. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.

Средства массовой информации, особенно современное телевидение, навязывают детям и подросткам ценности, которые часто не отвечают критериям высокой духовности и народной культуры. Усилилось влияние на детскую психику супергероев, особенно характерных для американских фильмов, которые добиваются успеха, славы и денег любой ценой, и для которых не существует таких понятий, как сострадание, дружба, нежность, привязанность и любовь.  Поэтому снижение уровня духовности, четких нравственных ориентиров и ценностей следует считать одной из главных проблем семейного воспитания. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Поэтому родителям надо стараться быть осторожными в своих поступках и делах.  Воспитание ребенка - это питание его личности, его духа правдой. Воспитание – это не превращение ребенка в копию отца или матери, а передача ему человеческой сущности, человеческого стремления творить на земле правду, добро и красоту. Воспитать ребенка так, чтобы потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала было правильно. А что воспитывает? Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Присмотримся, прислушаемся - растет маленький человек и слышит: тот плох, потому что глуп и груб. Тот - пьяница. Тот - злой, тот - жадный. С этим не водись, с этим не дружись. Пришли гости в дом, их принимают и угощают, а ушли перемывают косточки. Не думайте, что мы воспитываем только тогда, когда мы разговариваем, поучаем. Мы воспитываем их в каждый момент нашей жизни: как мы разговариваем, как мы одеваемся, как разговариваем с другими людьми о других, как мы радуемся, как мы обращаемся с друзьями, врагами, как читаем газету - все это имеет большое значение. А если мы  дома грубы, хвастливы, если пьянствуем, а еще хуже оскорбляем мать, нам уже и не нужно думать о воспитании наших детей, воспитываем плохо и никакие самые лучшие советы не помогут. Как говорит великий чувашский педагог Г.Н. Волков, воспитание – это пример и любовь.  Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка  в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви. При анкетировании в 9 классе девочка самой большой обидой указала грубость матери, когда ей было 5 лет. И спустя 10 лет она помнит нечаянную обиду, нанесенную мамой. Не исключено, что этот эпизод положил начало недоверию и глубокой трещине  в отношениях матери и дочери. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. Еще нужно помнить о том, что в ребенке нужно подчеркивать и поддерживать только хорошие стороны характера. И что немаловажно - авторитет родителей, а значит, и результат воспитания определятся единством их требований к детям: «Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как пустяк»- утверждает народная мудрость. «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания»,- говорил А.Макаренко.

Главная причина проявления у некоторых детей таких нездоровых явлений, как пьянство, хулиганство, сквернословие, бессмысленная трата времени, заключается, прежде всего в пустоте и убожестве интересов, в ограниченности их  умственной жизни, порожденных еще в детстве безучастностью родителей к своему досугу  и досугу своих детей, равнодушием к вопросам воспитания. Привычки, возникшие и закрепленные в детстве, могут стать очень стойкими и в дальнейшем трудно поддающимися переделке. Недаром говорят: «Привычка – вторая натура», или «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь характер – пожнешь судьбу».

В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают аккуратно причесанные, нарядные первоклассники, направляющиеся в школу в отутюженных костюмчиках с букетами цветов. Но откуда появляются через некоторое время  дети неряшливые, в испачканной одежде, с  грязными руками? Родители этих детей упустили время для воспитания первых элементарных навыков и привычек, которые, как сорняки, появляются и разрастаются очень быстро, если с ними не вести борьбу. Искоренять ошибки, допущенные в воспитании, всегда гораздо сложнее, чем сразу воспитывать ребенка правильно.

И. Я. Яковлев не переставал восхищаться и традиционным культом вежливости,  почтительности в чувашской семье: «У чуваш есть много хорошего, чему можно бы поучиться. Например, у них замечается какая-то особенная, бог весть откуда дошедшая до них деликатность во взаимных отношениях. Чуваши избегают сказать кому-нибудь грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное.»

В «Завещании чувашскому народу»  просветитель И.Я. Яковлев говорил: «Берегите семью: в семье - опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда».



16 августа 2006
00:00
Поделиться