Шумерлинский муниципальный округ

Первый раз в первый класс (газета "Вперед")

Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятно то волнение, которое проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Многие первоклассники не справляются с новой программой и с теми требованиями, которые предъявляет школа. Поэтому очень важно заранее подготовить ребенка к школьной жизни.

Каковы же критерии оценки готовности ребенка к школе?

Мотивационная готовность включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес и желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развит у дошкольника этот компонент, можно задать ему  несколько наводящих вопросов, например: «Хочешь ли ты идти в школу? Чему там учат?» и т.д. Если выяснилось, что ребенок имеет смутные  представления о школе и у него нет никакого интереса, то стоит серьезно задуматься о формировании мотивационной готовности.

Волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован ряд волевых качеств, благодаря которым он сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. В этом случае необходимо обратить внимание на то, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (например, рисовать, лепить, мастерить, конструировать).

Поступая в первый класс, ребенок приходит в незнакомый коллектив. Кроме того,  ему придется освоить новую роль ученика, определиться с взаимоотношениями в классе и найти свое место в нем.  Качества, с помощью которых ребенок может вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, являются  социально-психологической готовностью. Этот компонент готовности лучше всего развивается в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Умственная готовность. Этот компонент предполагает развитие памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, сюда же входят  наличие достаточного объема знаний, кругозора (о растениях, животных, временах года, минутах, о природных явлениях, величине, форме и многое другое). Необходимо, чтобы ребенок мог владеть и некоторыми умениями: слушать речь, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе, вспоминать, объяснять, рассуждать и делать выводы.

Выделив четыре основные компонента, мы видим, что готовность детей к школьному обучению подразумевает не только умение ребенка читать и писать, а имеет более глубокий смысл. И главную роль в подготовке малышей к школе должны играть не только воспитатель детского сада, но и, конечно же, сами родители.



19 августа 2006
00:00
Поделиться