Шумерлинский муниципальный округ

Емельян Пугачев в Чувашии (газета "Вперед")

Документы, хранящиеся в архивах, являются поистине сокровищницей памяти многонациональной, богатой событиями России. Многие документы помогают иначе взглянуть на родную сторону. С гордостью думаешь о наших предках, которые не оставались в стороне во времена тяжелых событий, внесли свой вклад в историю России. История крупнейшего выступления крестьянства в России в 18 веке – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева – вызывает неизменный интерес не только историков-исследователей, но и широкого круга читателей, интересующихся историей героического прошлого Чувашии. Территориальный размах и широта социальной базы в значительной мере были обусловлены участием в войне наряду с русским крестьянством и казачеством трудовых масс народностей Урала и Поволжья. Были найдены документы, рассказывающие о событиях, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачева, происходивших на территории Шумерлинского района.

17 июля 1774 года Емельян Пугачев со своим войском перешел через Волгу, и крестьянское движение охватило правобережье, в основном территорию Чувашии и Нижегородской области. Еще до переправы Емельяна Пугачева на правый берег Волги чувашские крестьяне сотнями присоединялись к повстанцам. Слухи о начале крестьянской войны и «императоре Петре Федоровиче» как «царе-освободителе» быстро распространились среди чувашского крестьянства.

Любопытен факт, произошедший в Ходарах. 2 января 1774 года священник Ходарской церкви Петр Кондратьев с дьяконом и двумя дьячками во время крестного хода  зашел в  дом Петра Иванова (Рахмула).  Дома оказалась одна жена Рахмула. На вопрос попа о том, есть ли перед образами свеча, жена Рахмула ответила: «Какая уж свеча, только пёх.». Слово «пёх.», употребленное как «остатки», дьячки перевели попу ошибочно, в прямом смысле, как  «г…». Поп принял это за дерзость и ударил женщину несколько раз плетью. И «взяв с нее за славление   четыре копейки денег, да два хлеба», поп удалился.  К приходу Рахмула жена сидела   в слезах. Она рассказала об обиде, нанесенной попом. Рахмул нашел попа в одном их домов, схватил его за волосы и таскал по полу, говоря при этом: «Зачем ударил мою жену? Кто вам велел ходить с крестом, уж полно вам, тепереча, наш де, свой царь едет и вас более   уже не будет, а всех под Оренбургом перевешают, и церкви та ваши пожгут». 

18 июля 1774 года Пугачев издает манифест, обращенный к русским и чувашским крестьянам. В этом манифесте Е. Пугачев обещал крепостным крестьянам   избавление от рекрутских наборов  и прочих денежных податей и призывал к уничтожению дворян и помещиков: «По истреблении которых противников и злодеев – дворян всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет». Для разглашения манифеста Пугачев разослал  большое число мелких отрядов и отдельных лиц по чувашским селениям. Так, в одном из преданий рассказывается, что в село Туваны  явился гонец от Пугачева. От имени «царя-освободителя» он объявил крестьянам манифест, где говорилось о преследовании дворян и духовенства  и о будущих льготах для народа. После этого крестьяне-чуваши  из села Туван и окрестных сел заволновались и сами учинили расправу над священниками, ловили и вешали их.

Волнения крестьян  в чувашских селах и деревнях вспыхивали с прибытием пугачевцев. Такие же, как  и в селе Туваны, волнения произошли в большинстве сел и деревень Чебоксарского, Цивильского, Ядринского и Алатырского уездов.

В селах и деревнях Пугачевым раздавались собравшимся крестьянам казенные деньги и соль.

20 июля 1774 года восстали крестьяне Ходарского прихода. Волновались они до 29 июля. Повстанцы арестовали двух священников и «прочих причетчиков и, сковав их конские железа, держали под своим караулом девять суток. Арестован был и находившийся в селе приказчик чебоксарского купца Клюева Яков Васильевич Оплавин». Из арестованных восставшие повесили наиболее ненавистного им попа Петра Кондратьева, а остальных освободили. Имущество духовенства   крестьяне поделили между собой.

Жестокой была расправа царизма с повстанцами. Во всех уездах действовали  карательные отряды. Их экзекуции продолжались с конца 1774 года  в течение почти всего 1775 года. Разыскивали и наказывали вожаков крестьян и активных участников движения, включенных в специальные списки, по доносам привлекали и лиц, не попавших в первые списки.  Вот, к примеру, донесение в Чебоксарскую воеводскую канцелярию  волостного сотника А. Семенова: «…Во время следования переправившихся через Волгу реку государственного вора и бунтовщика Пугачева толпы чрез новокрещенские жительства взбунтовавшись нашей деревни новокрещены Ванюк Кирюшин, Яжук Юванов да церковный сотник  Терентей, чей сын не знаем, собрав подобных себе людей многое число приходу их села Покровского Ходарова тож священника  Петра Кондратьева  поимав истребили.  А сего августа 12 числа означенных бунтовщиков усмотрели мы в домех их и по должности своей собрав мирских людей поймали и привезли в город Чебоксар, коих ко учинению с ними по указом объявляем в Чебоксарскую воеводскую канцелярию при сем доношении». Уже в начале сентября 1774 года в ядринской тюрьме содержалось более 100 повстанцев, в алатырской – около 300.

В начале ноября 1774 года для устрашения народа и как «позорный знак» в восставших селениях были установлены виселицы. Предлагаю вашему вниманию выдержки из инструкции Чебоксарской воеводской канцелярии от 15 октября 1774 года: «…При всех без ызъятия тех городах и всякого звания селениях, которые дерзали при нынешнем государственного злодея Пугачева возмущении бунтовать и выходить из должного подданического повиновения как канцеляриям и начальникам, постановлением от е.и.в., так и ис послушания своим помещикам, непременно поставить самими же тутошними обывателями у больших дорог виселицы, колеса и глаголи, и для того отправить в них по инструкциям как наискоряе нарочных с предписанием, чтоб в точности то ими и самоскореше было исполнено. А при каких селениях имянно которой ис тех посланных должен оное исполнить, прописать в тех инструкциях. И обязали бы подписками жителей тамошних всего того для казни постановленного о неснимании впредь до указа, которые по возвращении представить в канцелярию…» Виселицы стояли в Штанашах, Раскильдине, Токташах, Кумаркине, Атаеве, Тоганашах, Хоршевашах, Красных Четаях, Пандикове, Туванах, Малых Туванах, Ямашах, Ходарах  и др. В страхе перед карательными отрядами жители многих селений все до единого убегали в лес. Пойманных повстанцев наказывали кнутом, плетьми и батогами. После таких экзекуций многие умирали тут же.

Для выявления зачинщиков и участников восстания каратели прибегали к ухищрениям. В памяти народа сохранилось предание о расправе с повстанцами в Туванах. Для усмирения бунта в село было прислано три роты солдат. Жители села решили умереть, но не выдать зачинщиков мятежа. На вопрос военного начальника: «Кто здесь бунтовал и вешал попов и господ?»  последовал ответ: «Знать не знаем! Видно они сами повесились». Тогда начальник отряда прибегнул к хитрости, объявив, что он прислан от царя Петра Федоровича (т.е. Пугачева) и что каждому из тех, кто вешал попов и господ, царь бесплатно отпускает воз соли и что де баржа с солью стоит в Чебоксарах, где и можно ее получить. Простодушные крестьяне разошлись по домам, запрягли своих  лошадей, один за другим стали выезжать из села. Так были выявлены вожаки крестьян, и более двадцати человек стали жертвой хитрости. Перед всеми жителями села их жестоко наказали батогами, да вдобавок натерли им спины солью.

История до сих пор хранит имена активных вожаков из крестьян – Негея и Ивана Мигуна.

 

 

 

 



13 декабря 2006
00:00
Поделиться