Шумерлинский муниципальный округ

Требования законодательства при проведении налоговых проверок (газета "Вперед")

В связи с имеющими место случаями противодействия сотрудникам налоговых органов со стороны руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, о применении контрольно-кассовой техники, о государственной регистрации юридических лиц, порядка работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций разъясняем требования законодательства при проведении налоговых проверок.

Пунктом 15 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ.

В данной норме декларируется запрет на неповиновение должностному лицу органа при предъявлении им законных требований в рамках возложенных на него действующим законодательством прав и обязанностей.

Права и обязанности налоговых органов установлены ст.31 и ст. 32 НК РФ, а также положениями Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”.

Статьей 19.7 НК РФ установлена ответственность за непредставление сведений (информации). Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ.

К административной   ответственности  могут   привлекаться   индивидуальные предприниматели, должностные лица организации, организации (юридические лица).

При этом учитывается, что к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

Таким образом, необходимым обстоятельством, при наличии которого возможно привлечение должностного лица к ответственности, предусмотренной КоАП РФ, будут являться факты, свидетельствующие о том, что данным должностным лицом не надлежаще исполнены служебные обязанности, что стало следствием совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена той или иной нормой настоящего Кодекса.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм.

Таким образом, юридическое лицо может быть подвергнуто административному наказанию лишь в случае, если на нем в силу действующего законодательства лежала обязанность соблюдения правил, ответственность за несоблюдение которых установлена соответствующими положения Кодекса и для исполнения которых оно имело возможность.

Кроме того, согласно части третьей ст.2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (в данном случае и должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.

 



09 июня 2007
00:00
Поделиться