Шумерлинский муниципальный округ

Нам доверено научить мыслить творчески (газета "Вперед")

Для успешной реализации комплексного проекта модернизации системы образования немаловажное значение имеет не только  учебно-материальная база  школы, но и инновационная деятельность педагогов.

Как сделать каждый урок, каждый учебный день интересным для ребят, как научить их учиться, творчески работать? Эти вопросы меня постоянно волнуют, поэтому постоянно нахожусь в поиске, стараюсь освоить и проводить инновационные уроки: деловые игры, занимательные викторины, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, интегрированные уроки, использовать ИКТ.

В последнее время особое  внимание уделяю использованию модульной технологии, хотя очень мало разработок уроков по модульной технологии и нет учебных пособий, поэтому приходится проявлять творческую инициативу. Но  модульная технология ориентирована, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех «само» - самопланирования, самоанализа, самопроверки и.т.д.

Использование модульной технологии дает хорошие результаты: снижается учебная нагрузка, дети могут работать без домашних заданий, экономится учебное время, улучшается успеваемость, качество обучения, значительно возрастает интерес учащихся к предмету.

Следующее направление, которое помогает овладению глубокими знаниями - это организация проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно добывать знания при консультативной  поддержке учителя. Работа с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным  оборудованием одновременно в деловом общении со сверстниками позволяет развивать коммуникативные умения и навыки учащихся. В этом году учащиеся работали над проектами «Красивая осанка», «Состояние флоры Чаганлы», « Экологическое состояние  села».

Мы всегда проводили индивидуальную работу по углубленному изучению учащимися отдельных предметов, еще большие возможности открывает профильное обучение.  В прошлом учебном году на базе Ходарской гимназии  проводились занятия территориального школьного объединения. На занятиях рассматривались вопросы, которые не входят в школьную программу, проводилась работа с материалами ЕГЭ.   С этого года профильным обучением будут охвачены учащиеся 10 и 11 классов. Профильное обучение в 10-11 классах – переходный этап между школой и вузом. На этом этапе начинается, соответственно, профилизация,  формируются устойчивые профессиональные интересы. Факультативные курсы для школьников 10 – 11 классов в основном углубляют и расширяют рамки действующих программ общеобразовательных и профильных курсов, специфику деятельности и требования к специалистам в различных сферах деятельности.

На занятиях по элективным курсам в 10-11 классах преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, собеседования, зачеты, лабораторные и  лабораторно-практические занятия. Поэтому эти формы работы я стараюсь использовать при работе с учащимися. Элективные курсы в профильной школе наряду с собственно профильными предметами становятся базой для понимания вузовских программ и научной литературы. Для ребят с ярко выраженными способностями в области биологии можно организовать изучение элективных курсов по индивидуальным программам.

Таким образом, через систему элективных курсов ученики 10-11 профильных классов приобщаются к научной деятельности творческого характера. Учебные программы курсов по выбору для старшеклассников могут быть созданы как на основе принципа специализации. Интегрированные курсы, объединяя материал вокруг стержневых идей, развивают творческое мышление старшеклассников, помогают им преодолеть фрагментарность содержания естественнонаучного образования.

Работал кружок «Юный  лесовод», где проводилась работа по подготовке  к республиканскому слету школьных лесничеств и к зимней лесной олимпиаде. На занятиях кружка учащиеся  углубляли знания в области биологии и лесоводства. При подготовке к слету нам очень  помог работник Торханского лесничества А.Н. Спиридонов. Чуткое внимание было и со стороны Ю.А. Катейкина. Большое спасибо хочется им  сказать за помощь в подготовке учащихся к слету.   

Проделанная работа дала возможность занять команде нашей школы  1-е место на зимней лесной олимпиаде, а также 1-е место на 19-ом республиканском слете школьных лесничеств в 2005 году, а также 1-е место на 20-ом юбилейном слете в 2006 году. К сожалению, в этом году команда не сумела занять призовое место. На это, видимо, были и объективные, и субъективные причины, которые надо учесть в следующем году. Хотя по некоторым видам конкурсов наши учащиеся получили призовые места. Наши учащиеся занимали призовые места по биологии и экологии в районе. За последние три года  из 45 призовых мест по биологии и экологии в районе наши учащиеся заняли 24   призовых места. Но предстоит еще много и упорно работать, чтобы достойно выступать на республиканском уровне.

Я - учитель биологии и считаю, что наша наука самая интересная,  она способствует воспитанию у детей любви к окружающему миру, воспитанию красоты, умению найти себя в этом огромном пространстве жизни.  Нам, учителям, доверено научить детей самостоятельности, развить в них чувство человеческого достоинства, умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни, научить их любить себя и окружающий мир.

 

                                                                                  



03 октября 2007
00:00
Поделиться