Шумерлинский муниципальный округ

Слагаемые профессионализма (газета "Вперед")

«Главное, чему мы учим в школе, это умению воспринимать и любить жизнь такой, какая она есть, со всеми её сложностями. Сегодняшнее социально-экономическое положение в стране требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, инициативных, предприимчивых людей, способных в условиях рыночной конкуренции найти своё место в обществе», - такое приоритетное направление в работе школы  определил Президент Чувашии Н.В. Фёдоров.

Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя. Из зёрен добра и справедливости выращивает он душу ребёнка. Из кирпичиков складывает его разум. Учитель – это человек, который ведёт ребёнка сквозь годы детства, отрочества и юности. Совершает каждодневный незаметный подвиг, отдаёт детям свои знания, вкладывает в них частичку своего сердца.

Профессия учителя хороша тем, что позволяет человеку реализовать все заложенные в нём возможности. Поэтому в школе могут трудиться только те, в которых много заложено. Люди духовно бедные, одноплановые, с низким интеллектом здесь долго не задерживаются, ибо других стимулов тут нет.  Поэтому сегодня и встаёт важный вопрос о профессионализме учителя.     

Наша школа обыкновенная, не гимназия, не ресурсный центр. Но у нас есть своё лицо. По результатам ЭГЭ по основным предметам, математике и русскому языку, мы в основном занимаем 3-4-ые позиции. У нас очень хорошая поступаемость в высшие учебные заведения. В коллективе почти все учителя высшей и первой категории. Учителя печатаются, занимают призовые места в районе и республике, у нас два учителя, завоевавших гранты Президента РФ и Президента Чувашии. Может быть, дело не в ресурсном обеспечении, а в профессионализме учителя?

Результативность деятельности учителя зависит от его профессиональной компетентности. Что же такое профессиональная компетентность учителя? Это не только специальные базовые научные и методические знания, но и умение работать с людьми, зависящее в основном от общей культуры педагога, ценностных его ориентаций, представления о смысле своей деятельности и себе как специалисте. Это способность понимать и воздействовать на духовный мир своих воспитанников, уважение и доверие к ним, артистизм, широкая гуманитарная культура, эрудированность, высокий уровень профессионально-речевой культуры. Настоящий учитель – мастер импровизаций. Его дидактические приёмы нередко выходят за рамки хрестоматийных методик, а уроки отличаются чёткой организацией и продуманностью этапов, высокой плотностью и разнообразием видов деятельности.

Какие профессиональные слагаемые успешного учителя?

Их много, но можно обозначить наиболее важные, кстати, которые учитываются на различных профессиональных конкурсах и при аттестации на квалификационную категорию.

Самое главное качество учителя – эрудиция, то есть знание своего предмета, умение его преподнести.  Непрерывное образование и самообразование должны быть главными в развитии личности учителя.  

Второе – умение спросить с ученика, это тоже божий дар. Профессиональный педагог - это человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к жизни и интересам подрастающего поколения.   Педагоги должны знать психолого-педагогические основы осуществления обучения и воспитания.

Творческий учитель знает свой предмет и владеет методикой обучения и воспитания, умеет разбираться в психологии учащихся, но в то же время понимает многообразие задач, вариативность их решений, у него открытость новому, понимание уровня и характера своего мастерства, развития, желание и умение его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая готовность к ним и вера в возможность их осуществления. 

Творчески развить учащихся может лишь тот, кто сам умеет творить. Учитель не должен замыкаться только на проведении уроков. Учитель-профессионал – это исследователь, творец. Результаты своего творчества он публикует в научно-методических журналах и сборниках, проводит мастер-классы, организует предметные олимпиады, конкурсы, конференции, участвует в профессиональных конкурсах.

Педагог должен научить детей быть мобильными. Постоянный поиск педагогом новых форм и способов организации учебной и воспитательной деятельности создаст условия для реализации учащимися разносторонних способностей и способов самовыражения.

В современных условиях использование информационных технологий является одним из ключевых направлений работы учителя.   Никому не надо объяснять, что использование компьютерной технологии делает урок более привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, подведение итогов проходит объективно и своевременно.

Требование времени – нетрадиционные формы проведения уроков, использование современных образовательных технологий, которые широко используются в нашей школе: проектирование, разноуровневое обучение,  технология создания успеха, опережающее обучение,  саморазвивающее обучение,  групповая деятельность и т.д. 

Инновация предполагает личное продуцирование идей.       Эффект от  инноваций является постоянным предметом   анализа. В школе в течение нескольких лет идет очень подробное самообследование.

Хороший учитель должен готовить ребёнка к жизни, к труду, должен содействовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятельной жизни он овладел всем тем, что потребуется ему в практической деятельности.

А рост заработной платы, новая система оплаты труда  должны стать для учителя стимулом, дающим возможность стать высококлассным специалистом в своей области, и поэтому очень важно всячески поощрять стремление педагогов к непрерывному образованию. В добрый путь, уважаемые коллеги! Впереди опять много активной инновационной работы.

 



03 октября 2007
00:00
Поделиться