Шумерлинский муниципальный округ

Плохо учить становится невыгодно (газета "Вперед")

Президент  России  В. Путин в ходе своего последнего  визита в  республику  дал высокую оценку работе чувашских учителей и назвал Чувашию лидером по реализации нацпроектов. О том,  что  уже  сделано и  что  предстоит сделать, наш корреспондент  беседует  с  министром образования  и молодежной политики Чувашской Республики  Галиной Петровной Черновой.

- Галина Петровна, что, на Ваш взгляд,  стало  основой для  успешной  реализации  приоритетного  национального  проекта «Образование» в республике? 

- Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – суть образовательной политики в республике. Мы реализуем ее в течение ряда лет, причём в масштабах  зачастую гораздо больших,  чем заявлено в проекте.

Сегодня все осознают, что двигаться вперёд,  рассчитывая только на  сырьевые запасы, невозможно, это отражено и в проекте, и в Послании Президента России. С этой точки зрения у Чувашии нет шансов разбогатеть – она расположена на географически  и экономически невыгодной территории. Стимулирование инновационной деятельности, развитие интеллектуального капитала стало одним из важнейших приоритетов еще с 1996 г.,  когда была принята первая постсоветская  республиканская программа - Президентская программа «Новая школа».  Мы пошли  по пути создания эффективной  сети современных  базовых школ и не  ошиблись.  Базовые  школы существенно  увеличили возможности для получения качественного  образования  для всех  детей  вне зависимости  от места проживания.

В республике с 2002 года вместо почти 700 мелких, высокозатратных, зачастую с низкими образовательными результатами школ создана образовательная сеть из 544 школ различных моделей: школа-детский сад, социокультурно-образовательный комплекс, кустовая базовая (с подвозом учащихся), ресурсный центр.  К примеру, в Шумерлинском районе  6 школ. В них обучаются 1243 ребенка. Число учащихся на одного учителя - 7,9  (по республике- 11, в сельской местности - 9), средняя наполняемость классов - 13,9 ученика (по республике – 19,9, в сельской местности – 16).  Поэтому в 2007 году были  внесены серьезные изменения в районную программу реструктуризации сети образовательных учреждений. Реорганизованы Нижнекумашкинская и Саланчикская школы - они стали обособленными структурными подразделениями Шумерлинской школы.  А для перевозки старшеклассников  и  учителей в  базовую школу получены новый школьный автобус и микроавтобус «ГАЗель».

В городе  для  создания  эффективного   образовательного пространства и в связи  со сложившейся демографической ситуацией  школу  № 7 присоединили  к школе № 2. 

 В 138 крупных базовых школах и ресурсных центрах  республики сконцентрировались финансовые, материально-технические, педагогические ресурсы. Это дало возможность  организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. Почему  это так  важно? Потому  что одна  из  важнейших задач школы — воспитать в ученике самостоятельную личность, четко представляющую свой дальнейший жизненный путь.  Сегодня  главное - дать ребенку  не  только знания в конкретной  предметной области: математике, химии, физике и т.д., - а научить использовать  их на практике, применять в повседневной жизни, сформировать  потребности  к непрерывному  образованию или, как  сейчас  принято говорить, «образованию через всю жизнь». Именно поэтому  с 2005 года в девятых классах всех школ организована предпрофильная подготовка. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. Это должно помочь  ребятам  в  дальнейшем профессиональном самоопределении. В городе  профильное  обучение реализуется,  в основном, за счет создания профильных школ, лицеев, гимназий или профильных классов, индивидуализации обучения. Чаще всего  в городских  учебных заведениях 2-4 профиля. Старшеклассники углубленно изучают школьные дисциплины, которые соответствуют их интересам и потребностям для получения  выбранной профессии. Так, в новом  учебном году  в школах  Шумерли предпрофильной подготовкой охвачено 100% учащихся, профильной – 62,3%  (по республике – 66,4%).   Во всех школах введено раннее обучение иностранному языку и основам информатики со 2 класса.

На селе  профильное  обучение  ведется на базе кустовых крупных школ.  В каждой из них созданы 2-3 профиля, а для учащихся из отдаленных школ отрабатываются другие модели. Например,  в одном  случае для  углубленного  изучения отдельных предметов учащиеся на школьных автобусах подвозятся в ресурсный  центр, а где-то работает вариант, когда  учитель для ведения  учебных предметов на профильном уровне сам  приезжает в школу.  В Шумерлинском районе утверждены образовательные программы предпрофильного и профильного обучения в 9-х и 11-х классах. Предпрофильным обучением охвачены 100 %  9-классников. Профильным  обучением, которое организовано  в 3-х базовых школах (Алгашинской, Шумерлинской школах и Ходарской гимназии), охвачено 84,5 % учащихся 10-11-х классов. На базе Ходарской гимназии апробируется модель многопрофильной школы старшей ступени с организацией подвоза детей из Юманайской и Егоркинской школ.

Сейчас, с подключением всех школ  к  широкополосному Интернету, стоит  задача  активно развивать и использовать  дистанционные формы обучения.         Напомню,  что для обеспечения доступности к  получению качественного образования  с 2002 года  действует республиканская  программа «Школьный автобус». В Шумерлинском  районе  на 10 школьных автобусах  перевозятся  424 ребенка  из 34 населенных пунктов, а  всего по  республике к базовым школам на 273 автобусах  подвозят сегодня  более 11 тыс. детей из 780 деревень.

Все эти меры проводились  для того, чтобы решить проблему достижения качественного  образования. Удалось ли нам  это? В основном да. В крупных  базовых сельских школах (а в них обучается 46,8% детей) результаты  образовательной  деятельности практически  сравнялись с результатами городских школ.  Об этом свидетельствуют победы детей, педагогов, самих школ на разных конкурсах, олимпиадах, результаты ЕГЭ (например,  средний балл  ЕГЭ по математике  у учащихся городских школ 54,83, у учащихся сельских  - 54,08) и т.д. Соответствие  базовых школ  самым  высоким  требованиям подтвердили  и итоги  конкурсного отбора на гранты Президента России и Президента Чувашии. Победителями  стали 96 базовых школ, то есть 70% от общего числа  грантополучателей.  Именно на  такие результаты  мы и рассчитывали.

Реструктуризация сети школ в сочетании  с введением  единого  госэкзамена  увеличили  возможности выпускников школ, особенно сельских, для поступления в учреждения высшего профессионального образования. Если в 2000 году, до ЕГЭ,  в вузы поступали единицы, то в 2006 году – более 45 процентов (по республике 63 процента).

Еще одним традиционным показателем качества  образования являются результаты участия учащихся в различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях. В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Действует сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней. Создан   республиканский банк данных детей, проявивших  себя в интеллектуальных  и творческих состязаниях.  Для талантливых школьников разработаны  индивидуальные программы,  с ними работают ведущие  ученые  и педагоги  республики, в том числе в дистанционной форме, организуются профильные смены в лагерях, стипендиальная  поддержка юных дарований.  Конечно же, все эти меры дают результаты. Гордостью нашей республики являются победители международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов и олимпиад. В 2007 г. количество призеров достигло 28 (в 2000 г. было 2).  Высокие результаты имеют учащиеся Республиканского лицея-интерната им. Г. Лебедева, лицея № 3, лицея № 44 г. Чебоксар, гимназии № 6 г. Новочебоксарска, средней школы № 2  г. Шумерли.

Радует, что  ежегодно  растет число  учащихся школ города  Шумерли    среди победителей республиканских олимпиад,  интеллектуальных и творческих конкурсов. В 2007 г.  – 16 призовых мест (в 2005 г.   – 1,  в 2006 г. – 5).     Ученица  школы №2  Алена Быкова  заняла 2-е место   во Всероссийской олимпиаде по  биологии.

По итогам   прошлого учебного года среди образовательных учреждений Шумерлинского района Юманайская школа стала лидером  в  таких конкурсах, как «Безопасное колесо», уже на  протяжении 3-х лет команда ЮИД школы занимает 1-ые места в республике. В копилке  учащихся  школы - 2-е место  в республиканской олимпиаде по культуре родного края, 1-е - во   Всероссийском конкурсе «Дети и книга». Активно  заявляют о себе  на конкурсах ребята  из Краснооктябрьской школы.  

В последние годы  в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового учебного года в республике один  современный компьютер приходится на 21  учащегося.  Все школы в рамках реализации приоритетного национального  проекта «Образование»  подключены  к широкополосному  бесплатному  Интернету,  средние школы  имеют собственные сайты, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием.  Для нас важно, что школы с подключением к широкополосному Интернету вышли совершенно на новый информационный уровень. Интернет дает возможность учителям и детям получить доступ к разным информационным образовательным ресурсам, он также позволяет осознать, что просто запоминать информацию – уже не столь важно.  Учителя все активнее используют Интернет практически во всех аспектах своей работы: и как средство коммуникации, и как средство для получения информации, и как помощник в самообразовании.  Таким образом,  ребятами осваиваются такие способы деятельности как  умение искать, систематизировать и использовать  информацию. 

Особо хочу  подчеркнуть, что  все вопросы образования решаются  не сами по себе, а комплексно, в совокупности с иными социально-экономическими  проблемами. Так, закупили специализированные школьные  автобусы – появилась  потребность строить дороги, а следом - открывать новые  рейсы и,  как  следствие, для сельчан стали доступными  современные социальные  услуги, стал  развиваться малый бизнес, в село приходит  другой  уровень  культуры.

Замечу, что именно  комплексность решения всех проблем позволила  нам в этом году выиграть  конкурс  на реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО).  На конкурс подали заявки 53 региона, а выиграл 21. Благодаря участию в проекте республика получила из федерального  бюджета более 209 млн. рублей. Большая часть этих  средств  направлена  на  модернизацию  материально-технической и учебной базы наших школ, в том числе на закупку современной  мебели  для начальных классов, оборудования для школьных  столовых, художественной и учебно-методической литературы на  русском и чувашском  языках, а также на  переподготовку  и обучение  кадров.

В рамках Комплексного проекта модернизации образования  в Шумерлинский район поступило оборудование для школьных столовых. Шумерлинская школа получила оборудование и обучающие материалы для  кабинета географии. Все  школы города  Шумерли  получили мебель  для  первоклассников, оборудование  для школьных столовых. Также выделены  средства для  капитального ремонта двух базовых школ  в размере более 2 млн. рублей. В рамках реализации приоритетного  национального  проекта «Образование»  поступили полные наборы оборудования для кабинетов  географии (1), физики (1), биологии (1), химии (2).  Кроме того, учащиеся  из малообеспеченных  семей  всех школ  города обеспечены бесплатными  учебниками.

Ещё один приоритет, связанный  с созданием  равных условий для обеспечения доступного качественного образования, - перевод образовательных учреждений на нормативное подушевое  финансирование.

Известно, что денег при любом финансировании образованию всегда не хватает, даже в экономически сильных странах. Например, итальянская учительница на мой вопрос, о чём бы она хотела попросить своего министра, будь у неё возможность, ответила: «Увеличить зарплату и средства на финансирование школы». Значит,  стоит задача – эффективно и прозрачно использовать то, что есть. На нормативное подушевое финансирование в общем образовании мы перешли ещё в 2001 году. С 2006 года  финансирование  по нормативу   введено в системе  начального профессионального образования, с этого –  в дошкольном образовании. В ближайшее  время планируем перевести на  нормативное  подушевое  финансирование школы-интернаты,  детские дома и  учреждения  среднего  профессионального  образования.

Что реально изменило в жизни школы введение  подушевого нормативно-бюджетного финансирования? В первую очередь, они стали экономически самостоятельнее, научились формировать и исполнять  бюджет. За счёт экономии средств и привлечения дополнительных средств  появились возможности расширения диапазона образовательных услуг,  стимулирования повышения качества работы. Этим созданы предпосылки к формированию здоровой конкуренции образовательных учреждений. Чем больше привлечёт школа учеников, тем больше у неё денег. Плохо работать становится невыгодно. Так на деле реализуется принцип «следования денег за учеником».

Вот, на мой взгляд, та основа, которая позволила нам успешно реализовывать приоритетный национальный проект «Образование» и выиграть конкурс  на реализацию  Комплексного  проекта  модернизации  образования.

-  В образовании  задействованы  три  составляющие – учитель, школа и подрастающее поколение.  Что  делается  в республике  для  стимулирования и поддержки их  деятельности?

- За прошедшие годы в Чувашии накоплен большой опыт по поддержке  инновационной активности: учреждены более тысячи президентских премий и стипендии для молодёжи,   введены  специальные гранты для педагогических работников и образовательных учреждений, для студентов и учащихся.  Конкурсность, состязательность стали  основными принципами нашей деятельности.

Несомненно, реализация национального проекта   стала  мощным стимулом для нового всплеска  инновационного развития школ, творческой активности  учителей. Победителями становятся  лучшие – по содержанию и организации работы,   по концентрации передового опыта отечественного и международного образования. За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя, 40 образовательных учреждений и 60 педагогов – гранты и премии Президента Чувашии.  В числе лауреатов гимназия № 8, школы №№ 1, 3 и   5  учителей города  Шумерли,  Ходарская  гимназия и 5 учителей  Шумерлинского  района.

Отрадно, что  стремление продемонстрировать опыт инновационной деятельности и получить общественное признание  проявляют всё большее  число учителей. Так, в 2007 году в конкурсном отборе на 112 грантов участвовали 470 учителей, только из  Шумерли и Шумерлинского  района - 25.

Безусловно, положительным моментом стало и  то, что в проекте большое внимание уделено теме воспитания. 7706 классных руководителей (55% от общего числа учителей) получают  дополнительное  вознаграждение за классное руководство. Учитывая, что до этого труд классного наставника оценивался  небольшой суммой, думаю, что это  должно изменить качество воспитательной работы в школе.

Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За два года проведено более 15 конкурсов  на лучшие  инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвёртый классный руководитель стал их участником.  Создана базовая сеть образовательных учреждений – пилотных площадок по распространению лучших воспитательных практик.

Показателей результативности воспитательной работы немного, все мы с вами хорошо понимаем, что воспитание имеет отсроченные результаты. Для примера, как один из показателей качества воспитания мы берем состояние преступности среди несовершеннолетних. Так, принимаемые меры позволили сократить уровень детской и подростковой преступности по итогам 6 месяцев 2007 года в целом по республике на 6,3 процента.

-  Успех всех начатых реформ немыслим без талантливых учителей-лидеров. А чтоб удержать в школе таких людей, нужна в первую очередь достойная оплата труда. В рамках нацпроекта введены президентские премии лучшим учителям и доплаты за классное руководство. Что дальше?

- Я считаю, что одно  из самых эффективных  условий для дальнейшего продвижения  вперед -  введение новой отраслевой системы оплаты труда работников школ. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда.  Фонд стимулирования за эффективность и качество работы с т.г.  введен во всех школах республики.

Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах, в частности, в Ходарской гимназии им. И.Н.Ульянова  и в гимназии № 8 города  Шумерли,  в них педагогическим работникам  должностные оклады выплачиваются за 36-часовую  рабочую неделю. В отличие от традиционного «поурочного» порядка оплаты труда новый механизм нормирования учительского труда учитывает не только уроки, но и все остальные виды деятельности учителя, что, конечно же, надеемся,  начнет постепенно влиять на качество воспитательной работы  в школе.

И президентские премии лучшим учителям, и финансовая поддержка лучших педагогов на уровне республики, и новая система оплаты труда,  должны  усилить приток молодых педагогических кадров. Уверена, что приход подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями принесет и новые передовые методики и подходы. И новации эти, помноженные на опыт работы наших педагогов-лидеров, дадут возможность поднять на новый уровень качество образования.

- Активное привлечение представителей общественности к школьным делам, к управлению системой образования — тоже одна из основных задач нацпроекта.  Как  у нас в республике  складываются отношения  образования  и представителей общественности?

- Реализация  нацпроекта повлияла на дальнейшее развитие государственно-общественной системы управления образованием в республике. Общественные  организации  проводили конкурсный отбор лучших школ и учителей. Возглавляет  эту работу созданный в прошлом году Чувашский республиканский союз попечителей образования. В ходе конкурсного отбора школ был организован форум, на котором прошло обсуждение конкурсных заявок образовательных учреждений экспертами общественных организаций, выпускниками школ, родителями. Они имели возможность оценивать деятельность инновационных общеобразовательных учреждений с точки зрения потребителей образовательных услуг.    В самом начале работы экспертов были сомнения — готовы ли люди «со стороны» к оценке качества работы школ и учителей. К счастью, опасения не оправдались. В выстроенном ими рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которых признали таковыми и большинство детей, родителей, бывших учеников. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества.

Родительское сообщество - это колоссальная созидательная сила в создании серьезного общественного мнения. Всегда ли родители удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. Но сегодня они больше не чувствуют себя сторонними наблюдателями, осознают, что могут реально повлиять на происходящие в школе внутренние процессы с тем, чтобы улучшить условия обучения и жизнедеятельности детей.  На начало нового  учебного  года все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, которые начали оказывать реальное влияние не только на организацию учебного процесса, но и распределение стимулирующей части оплаты труда за качество и эффективность работы.  В уставы школ внесены изменения, касающиеся полномочий управляющих советов по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда. Созданы общественный совет управления образованием города Шумерли и   Совет содействия  системе образования  Шумерлинского  района.

Хотела бы еще раз подчеркнуть, что,  только объединив  усилия школы, родителей,  общественности,  мы сможем  воспитать  достойных граждан  нашей страны и помочь нашим детям в будущем достичь успехов и на профессиональном поприще,  и в личной жизни.

 



03 ноября 2007
00:00
Поделиться