Шумерлинский муниципальный округ

Морской комбат

На Мамаевом кургане в Сталинграде от начала до конца битвы сражалась 284-я стрелковая дивизия, сформированная в Сибири. В её состав вошел батальон морских пехотинцев, прибывших из Владивостока. Им командовал уроженец  д.Торханы капитан Михаил Александрович Ильгачкин.
Тогда ему шёл 36-й год. За плечами уже был трудный жизненный, боевой путь (бои на Халхин-Голе и озере Хасан) и опыт командира в сражениях с японцами.
В мирное время он работал в комсомоле. Был пропагандистом в волостях Ядринского уезда. Окончил военное училище. С 1932 года, со дня образования Тихоокеанского флота,  служил офицером в береговой обороне. В начале Великой Отечественной войны подразделение, в котором служил М.А. Ильгачкин, было переброшено в Сталинград, в состав 62-й армии под командованием легендарного В.И. Чуйкова.      
Много было совершено боевых подвигов воинами батальона Ильгачкина. Молва о них передавалась из уст в уста по всему Сталинградскому фронту. В батальоне Ильгачкина побывал известный советский писатель В. Гроссман. В своей книге «Повести, рассказы, очерки» он пишет: «День и ночь стучат кирки и лопаты, наши красноармейцы шаг за шагом продвигаются вперед, грудью раздвигая землю. Все ближе к господствующей высоте (к Мамаеву кургану). Но вот  мы снова на командном пункте батальона. Командир батальона - капитан Ильгачкин, высокий худощавый юноша с черными глазами, с темным высоким лбом, по национальности чуваш.  В его лице, в горящих глазах, во впалых щеках, в его речи чувствуется фанатизм, сталинградская одержимость. Он и сам говорит это: «Я здесь с сентября. И теперь я ни о чём не думаю, только о кургане – утром встану и до ночи. А когда сплю, во сне вижу». Он возбужденно стучит кулаком по столу и говорит:
- Возьму курган, возьму! План разработан так, что ни одной ошибки быть не может!»
Слова комбата не разошлись с делом. В ноябрьском наступлении Мамаев курган был взят,  был вырван у немцев и перешел в наши руки.
А вот что пишет В. Гроссман об одной блестящей идее Ильгачкина, претворенной в жизнь:
«В октябре 1942 года здесь же, в Сталинграде, капитан Ильгачкин и красноармеец Репа были одержимы другой идеей – сбивать Ю-87 из противотанкового оружия! Ильгачкин произвел довольно  сложные подсчеты с учетом начальной скорости самолета, составил таблицу поправок для стрельбы. Была построена фантастически остроумная и простая «зенитная» установка: в землю вбивался кол, устраивалась на нём втулка, на эту втулку надевалось колесо от телеги. Противотанковое ружье с сошниками укреплялось на спицы колеса, а телом своим лежало между спицами.
И сразу же худой и унылый Репа сбил три самолета Ю-87, валтузивших наш последний край».
Командир 1045-го стрелкового полка майор Михайлов о командире батальона Ильгачкине в документе, написанном для представления к награждению, писал: «В боях за город Сталинград капитан Ильгачкин проявил мужество и отвагу. Батальон в течение двух с половиной месяцев занимал оборону в Сталинграде  и не отошел ни шагу назад. За время обороны уничтожил свыше 1000 солдат и офицеров противника. Сбито из оружия ПТР три самолета врага. Подбито множество танков и автомашин».
За боевые подвиги, совершенные на Мамаевом кургане, М.А. Ильгачкин был удостоен высокой правительственной награды – ордена боевого Красного Знамени.
В последние дни декабря 1942 года в боях за Мамаев курган комбат Ильгачкин был тяжело ранен и контужен. Но выносливый командир лишь на время вышел из строя. После излечения его направили на курсы командиров полка. Потом он вёл в бой уже полк в сражениях за Днепр. Здесь был ранен второй раз. После госпиталя Михаил Александрович некоторое время работал в штабе 4-го Украинского фронта. Отсюда талантливого командира послали на ускоренные курсы военной академии им. Фрунзе. В 1945 году он командовал стрелковым полком, участвовал в боях в Маньчжурии  и Корее. О боевых днях и мужестве М.А. Ильгачкина напоминают два ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степеней и множество боевых медалей.
Уйдя  в отставку, М.А. Ильгачкин проживал в Москве. Тяжелые ранения и болезни вырвали из жизни нашего земляка, героя-сталинградца, но подвиги его бессмертны.
В родной деревне Торханы улица, где проживал до войны М.А. Ильгачкин, названа его именем.


"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
21 февраля 2009
00:00
Поделиться