Шумерлинский муниципальный округ

Трагическая судьба священника

Многие подробности трагедии, случившейся 8 ноября 1918 года в Киржеманах, в Мордовии, уже ушли в небытие вместе с людьми, причастными к ней. Очевидцев не осталось. Но и то, что известно по пересказам  из далекого прошлого, и сегодня вызывает оторопь.

 

Все, что происходило и происходит в этой удивительно мистической, в то же время реальной истории, можно было обозначить одной фразой: «Этого не может быть…».

 

Заснеженная улица волостного села Киржеманы. Ноябрь, 1918 год. Накануне местный комитет бедноты собрал митинг по случаю годовщины революции. Особую роль в  комбеде играли двое рабочих, направленных заводами устанавливать на селе советскую власть. Ни их фамилий, ни названий этих заводов, ни даже городов, откуда приехали воинствующие пролетарии, не осталось в памяти сельчан. Только помнят в Киржеманах, что называли их «делегатами». Народ (а село было большое – дворов 800) «не захотел разделить с властями торжество». Шел не на митинг, а мимо - в церковь – «на Дмитрия». Этот праздник здесь особо почитаемый. К тому же было принято в этот день делиться зерном с теми семьями, в которых случился  недород урожая.

Вот революционеры и решили отомстить батюшке. На следующий день вооруженные делегаты ворвались в храм во время службы. Сорвали с отца Константина верхнюю одежду, вытащили в исподнем на улицу и стали бить. Батюшка не сопротивлялся, хотя при его недюжинной  силе мог бы. Но, видимо, решил нести свой крест до конца. Били несколько часов и очень…

Что такое «очень» теперь-то понятно – палец сломали и голову проломили.

Потом было еще страшнее. Батюшку запрягли в бричку и ездили по селу. Когда священник уже не мог везти бричку, надели на него, замерзшего, хомут и водили по улицам. И опять били.

Понять воистину звериную жестокость невозможно. Впрочем, как и поведение селян. Киржеманы притихли, в домах позакрывали ставни. Никто не вмешался,  даже не попытался. Дикий страх сковал рассудок сотен людей…

Делегаты на этом не остановились. К ним присоединился руководитель комитета бедноты Цыпленков – он из местных жителей. Все вместе они потащили за волосы ослабевшего отца Константина к церкви.

И очередной кошмар – распяли отца Константина на косяках входной двери… Только тогда и закончились муки батюшки.

На следующее утро ударили в колокол, церковный староста со сторожем сняли тело батюшки, обмыли от крови. Облачили в новую церковную одежду. Наскоро сколотили гроб из сосновых досок, куда положили и гвозди. И понесли на кладбище. Повелели комбедчики похоронить священника на пустыре рядом с погостом…

Селянам запретили вспоминать эту кровавую историю. Деревня, как и другие в России, потихоньку умирала, а вот память о священнике жила, словно дожидаясь особого часа.

Что же известно об отце Константине? Откуда родом? Настоятель Михайло-Архангельского храма отец Александр и журналист газеты «Труд» Вадим Карпов на страницах газеты от 19 декабря 2002 г. раскрыли ту правду о мученике-священнике,  которая была собрана по крупицам в различных архивах страны.

Константин Подгорский родился в 1860 году в семье священника, в селе Большие Туваны (ныне Шумерлинского района). Окончил Симбирскую духовную семинарию. Вскоре женился – его супруга Надежда Дмитриевна тоже из семьи священников.

9 декабря 1910 года отец Константин был определен в село Киржеманы. Известно, что он занимался здесь просветительской деятельностью – построил школы в селах Новое Качаево и Растислаевка, куда сам ездил учить детишек грамоте. Супруга его тоже преподавала в начальных классах, возглавляла волостное общество трезвости. По воспоминаниям, она -  волевая, строгая женщина. При ней мужики боялись даже курить. Своих детей держала крепко, поэтому, наверное, в жизни они не растерялись - каждый нашел своё место и оставил добрый след на земле.                                                     

Дети священника Константина и матушки Надежды старались не говорить о том, что было. Разбросала их судьба, но не озлобила. Все они в разное время учились в Казанском университете: Владимир – на физмате, Нина – на медицинском факультете. Владимир блестяще закончил физмат Казанского университета, подавал большие надежды в области математики. В 1915 году он ушел добровольцем на войну. Был офицером, Советскую власть не принял и был расстрелян в 1920 году. Старшая дочь священника, Вера (так угодно было судьбе) была знакома с Надеждой Крупской. Обе окончили  высшие Бестужевские курсы, вместе преподавали в воскресной школе Санкт-Петербурга, потом тоже работали вместе.  Крупская – заместителем наркома просвещения, а Подгорская – начальником отдела. В 1937-м Вера погибла в Надымских лагерях. Самый старший из детей, Николай окончил Землемежевой институт, стал большевиком. Он был первым комиссаром земледелия Казанской губернии. Его расстреляли во время белочешского мятежа.

Лидия, Геннадий, Анатолий, Сергей, Евгений, Нина учительствовали. Анатолий во время войны командовал танковой ротой вместе с братом Зои Космодемьянской – Александром.  И погибли они в одно время в боях за Прибалтику…

Сергей Иванович Юношев, внук батюшки Константина, окончил в 60-е годы авиационный институт в Казани, еще в молодые годы работал директором завода. А вскоре талантливого специалиста заметили и пригласили в КБ, которое возглавлял Сергей Королев. Заслуги внука священника в освоении космоса отмечены по достоинству. Ему присвоено звание лауреата Государственной премии за создание «Бурана», он награжден медалью Янгеля за участие в разработке одной из самых мощных баллистических ракет СС-19 – «Сатана»… Воинское звание – генерал-майор.

Удивительная, в то же время мистическая, история получила неожиданное продолжение через 80 с лишним лет, когда священник из Михайло-Архангельского храма в райцентре Большое Игнатово отец Александр решил перезахоронить тело убиенного еще в первую годовщину революции из села Киржеманы…

Сельский погост в Киржеманах – самое обычное кладбище. Внизу течет речка Меня, кругом, подступая чуть ли не к могилам, заливные луга.

Батюшка Константин был убит, приняв мученическую смерть. Да, его не разрешили похоронить по-человечески – закопали на пустыре рядом с сельским кладбищем. Но сельчане, а проходили десятилетия за десятилетием, не забывали своего любимого пастыря. Они убирали могилу, ставили на ней деревянные кресты, сажали цветы. И из уважения к памяти о нем никого не хоронили рядом.

Вспоминают отец Александр и  мирянин Николай Кондратьев: «Ну, что можно раскопать через 80 с лишним лет? На глубине около двух метров наткнулись на гроб, он был цел. Только в крышке сосновые доски разъехались, но не сгнили, а лишь потемнели. В них можно было хоть шурупы вворачивать. Текстура дерева тоже сохранилась. Вы представляете?! Доску за доской стали разбирать гроб и поднимать наверх. Сняли одну и увидели сапоги, как будто их надели только вчера. Одежда на батюшке была тоже целой, и цвета ризы (ярко-желтые) нисколечко не выцвели. Отец Константин лежал, сложив руки крестом. В левой руке держал Евангелие, в правой – крест. Кисти рук сохранились,  и кожа на них была даже светлой, и рисунок ее тоже сохранился. Только указательный палец был сломан и держался на одном сухожилии. Волосы на голове, борода, даже некоторые участки мягкой ткани сохранились. Переносица, часть лобной кости, видимо, от удара были вдавлены. Подняли Евангелие – его можно было даже листать и читать. Открыли Евангелие на шелковой закладке: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и аз ушкею вы…».

Под гробом, на дне могилы лежала сухая трава, её принято класть в могилу. Удивительно, но и она сохранилась. Нашли еще старый кованый гвоздь. И вдруг из-под гроба, у изголовья забили два фонтанчика прозрачной ключевой воды. Сбоку сделали приямок, чтобы она уходила от гроба. Останки, доски стали быстро поднимать наверх…».

Многие могут сказать: «Этого не может быть…». Утвердительно скажу, что это было и сейчас помогает многим.

К мощам отца Константина, которые перенесли в Михайло-Архангельский храм в райцентре с. Большое Игнатово, приходят прихожане. Говорят (и многие верят), что имеют они особую целебную силу.

 А на тех, кто сотворил безумное зло, словно легло проклятие. Делегаты поехали в город, телега при переправе через Меню провалилась под лед. Оба утонули. Извелся весь род Цыпленковых – ни детей, ни внуков не осталось…

…Туванцы в прошлом году дважды побывали в Большеигнатовском районе. Глава Туванского сельского поселения В.И. Васильев, депутат районного Собрания депутатов М.Я. Тихонов, фольклорная группа ДК, ветераны посетили с. Киржеманы, где прошли многочисленные встречи. О нашем земляке, священнике К. Подгорском киржеманцы помнят. О нем добродушно вспоминает Иван Федорович Кириллов, бывший председатель сельсовета. Он и поведал нам всю историю о нашем земляке. Посетили туванцы местное кладбище, где был захоронен отец Константин и куда тайком в годы Советской власти приходили прихожане местной церкви почтить его память.

На концерте фольклорной группы из Туван и киржеманцы, и туванцы решили поддерживать и развивать творческую связь между чувашским и мордовским народами. Весной туванцы будут встречать киржеманцев на своей земле, на родине великомученика, священника Константина Подгорского.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
21 марта 2009
00:00
Поделиться