Шумерлинский муниципальный округ

13:38 К 75-летию района: об исторических памятниках

Памятников истории на территории Шумерлинского района немало. Они оставлены в основном фатьяновской и абашевской культурами. Изученные места  занесены в список археологических памятников, но целый архиологический пласт обнаруженнных мест еще не тронут исследователями («Укса суче»  (д.Бреняши),  «Чекес суче», «Симес суче» (д.Тугасы). Одним из памятников раннего железного века является городище «Хола соч». На основании исследований отнесен к середине I тысячелетия и последним столетиям до нашей эры.  Оно находится не далеко от деревни Егоркино Шумерлинского района на севере. Ныне городище «Хола Соч» охраняется государством и является архиологическим памятником. Тут были найдены обломки лепной керамики и древесный уголь.  При раскопках на старом кладбище д. Пукрей «Сава соче» археологами найден гроб с кочедыком, поясом, колчаном и огнивом. Найденные предметы подтверждают, что в наших краях еще в 1755 годах проходили ожесточенные бои. За период с конца XVI по конец XVIII вв. на территории нашего региона происходил масштабный и интенсивный процесс формирования современных населенных пунктов.

Процесс заселения и обживания края нашел отражение в устном творчестве – рассказах, преданиях. Некоторые из них хранятся в архивах и служат источником познания нашей истории. С течением времени они, естественно, обрастали вымыслами, но в целом их историческая первооснова сохранилась. Нынешняя территория Шумерлинского района была заселена 500-600 лет тому назад. В то время этот край был покрыт сосновыми борами и дубами, местами чередуясь с зеленными островками сел и деревень. По этой причине более 30  деревень в Шумерлинском районе носят названия, связанные с лесом.  

В 1606-1610 годах крестьяне чувашского Присурья из-за множества повинностей и рекрутчины приняли участие в крестьянской войне под покровительством Н.И.Болотникова. В 1779 году из-за притеснений со стороны местных тарханов и старост, непосильных повинностей – ясака присурские крестьяне участвовали в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина. Для населения деревень нынешнего Шумерлинского района крестьянские войны не прошли бесследно.

Наши прадеды вели бои с царскими ратниками в четайских и алгашинских лесах. В 1708 году с разделением России на губерни  земли Курмышского уезда вошли в состав Казанской губерни, в 1722 г. – в Алатырьскую провинцию Нижнегородской губерни. В 1779 г. нынешняя территория нашего края была передана Казанской губерни. 15 сентября 1780 г. Курмыш с уездом вошли в недавно образованное Симбирское наместничество, переименованное позже в губерню. С 1740 года в крае началось массовое введение христианства. За счет крестьян же в чувашских деревнях за 20 лет выстроено 23 церкви.

Начало Ходаровского прихода приблизительно относится ко времени обращения чуваш в христианство, о чем можно судить из надписей на богослужебных книгах, имевшихся в Покровской церкви села Ходары. Так на одном из напрестольных Еванглий есть надпись: «Сия книга императорского Величества выдана в новокрещенное село Покровское Ходарово  Священнику Стефану Семенову июня 13 дня 1748 г.» А в 1806 году построен каменный храм с 2 престолами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых Апостолов Петра и Павла.

 

 

Справка:

75-летие Шумерлинского района - это значимое и яркое событие для всех шумерлинцев. Это богатый исторический путь становления и развития нашего края. Анализируя этапы пройденного пути, мы ориентируем свой взгляд в будущее, на новые рубежи, наши устремления направлены на достойное созидание. До Октябрьской революции территория, которую ныне занимает Шумерлинский район, входила в состав Курмышского уезда Симбирской губернии.  Постановлением ВЦИК от 25 января 1935 года в Чувашской АССР было образовано 25 районов, в том числе и Шумерлинский. 1 марта 1935 года состоялся первый съезд Шумерлинского районного Совета. Шумерлинцы, как и весь советский народ, участвовали в сражениях против немецко-фашистских захватчиков. Это были годы испытаний, мужества и ударного труда. Пройдя тяжести военного лихолетья, восстанавливали разрушенное народное хозяйство. Из года в год район продолжал поступательно развиваться.  В мире и согласии бок о бок живут и трудятся чуваши и русские, мордва и татары,  представители других национальностей.



12 ноября 2009
00:00
Поделиться
;