Шумерлинский муниципальный округ

Скверное и святое

Часто, говоря о здоровом образе жизни, мы имеем в виду физическое здоровье человека, совершенно не задумываясь о том, что не менее важно соблюдать и нравственную чистоту, одной из слагаемых которой является чистота нашего языка.

«Мама – дула, папа – дулак!». Услышав такие слова от своего любимого чада в младшем возрасте, волей-неволей понимаешь, что, если ты не пресечешь эти выражения в его лексиконе, то в дальнейшем они перерастут в нечто более серьезное и обидное. Увы, малыши очень часто начинают произносить первые неприличные слова в возрасте от двух до трех лет. Обычно они делают это абсолютно бездумно, чего не скажешь о детях постарше.   

Можно ли употреблять нецензурные выражения? Учащиеся  школы по-разному отвечают на это. «Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры», - так считают 50 % опрошенных учащихся Ходарской гимназии. «Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять», - думают 30 %. «Сквернословить нельзя, т.к. это грех», - ответили 20 % респондентов.

Наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживается и тесно переплетается и скверное, и святое. Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, можно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области. Ф.М.Достоевский в “Дневнике писателя” отмечал: “Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать”. Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа? Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику).

Вот как говорится в первом духовном (церковном) стихе “Пьяница”:

Который человек хоть однажды

по матерну взбранится,

В шутках или не в шутках,

господь почтёт за едино.

Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – “Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам”, приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля. В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев Земли: “…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби”. В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык, по словам Л.И. Скворцова, “это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. Непристойность матерщины осознаётся всеми. Однако не все понимают, что это – сильное зло. Именно поэтому ему должна быть объявлена беспощадная война.

…Словом можно душу искалечить,

                       словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

                       берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

                       как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

                      состоящие из мудрых, добрых слов!



09 декабря 2009
00:00
Поделиться
;