Шумерлинский муниципальный округ

Компьютер и здоровье школьников: в Юманайской школе прошло анкетирование

Компьютер и здоровье школьников: в Юманайской школе прошло анкетирование

 В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить.

О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это? Как можно уберечь себя и своего ребенка от опасности?

Безопасен ли компьютер для здоровья людей, детей-школьников?    Проведя анкетирование в 5-11 классах в МБОУ «Юманайская СОШ», мы выяснили, что 78,6% наших учеников имеют дома компьютеры. Причем, осваивать компьютер наши школьники начали в возрасте с 7до 9 лет – 16%, с 10 до 11 лет – 24,7%, а максимальное количество - 51% пришлось на возраст 12-13 лет, т.е. основное время знакомства с компьютером началось во время обучения в 5 – 7 классах – период, сопровождающийся серьезными перестройками детского организма, периодом полового созревания.

В Японии исследователи обнаружили, что компьютерные игры стимулируют участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение. Но при этом у детей, проводящих долгие часы за компьютерными играми, не развиваются лобные доли мозга. А именно там находятся участки, ответственные за поведение, тренировку памяти, эмоции, обучение, которые должны развиваться до зрелого возраста.

На вопрос о количестве времени, проводимом за компьютером, ответы распределились следующим образом: 2 часа – 14%, 3 часа – 23%, 4 часа – 15%. Многие школьники просто не имеют представления, сколько можно проводить времени за компьютером и насколько это вредно для здоровья.

При работе на компьютере человек длительное время находится без движения. Но, если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а порой и весь день без движения. Такой напряженный режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка, школьника – тем более.

Отсутствие движения приводит к атрофии мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, деформацию грудной клетки, а также различные заболевания позвоночника.

Также в помещении, где работает компьютер, изменяются характеристики воздуха: температура может повышаться до 26–27 градусов, относительная влажность снижаться до 20 – 30 %, а содержимое двуокиси углерода - увеличиваться. Некоторые люди, в частности и дети, болезненно реагируют на эти изменения в воздухе. У них может появиться сухость в горле, покашливание. По данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, которые работают за компьютером, в конце рабочего дня жалуются на неприятные ощущения и усталость, которые приводят к негативным последствиям. И в первую очередь устают глаза. Уже, несколько часов, работая за компьютером, появляется ощущение жгучей боли (словно в глаза попал песок), болят веки.

Не обходят такие симптомы и подростков. Даже не очень долго работая за компьютером, не больше чем 1-2 часа, 73% подростков чувствуют общую и зрительную усталость, тогда как после обычных уроков устают только 54% подростков.

На вопрос, что Вы ощущаете в процессе работы на компьютере, наши учащиеся ответили следующим образом: боль в спине – 11%, боль и жжение в глазах – 19%, усталость – 33%, но многие – 31%, что радует, ответили, что ничего не ощущают.

Неправильное «взаимоотношение» с компьютером может привести к серьезным проблемам со здоровьем. От 30 до 90% людей в той или иной степени страдают нарушением зрения, больше 14% пациентов обращаются к врачу по поводу ухудшения зрения, связанного с работой на компьютере.

По результатам нашего исследования школьники используют компьютер для подготовки школьных заданий в 59%, для общения с друзьями – 74%, интернету уделяют максимальное число  – 75%, играми увлекаются – 51%.

Все вышесказанное говорит о том, что от компьютера надо отказаться для сохранения здоровья и зрения, но куда же без него сегодня? Но как тогда жить и выживать, работать в современном обществе? Уже практически на каждом, даже не на престижном месте работы, требуется знание и умение работать на компьютере.

Но не всё так плохо. Компьютер, например, позволяет ребёнку самоутвердиться, так как помогает в учёбе, а затем и в осознанном выборе профессии, даёт ощущение удовлетворённости собственной ловкостью и смекалкой, расширяет возможности общения со сверстниками. Для сохранения здоровья и уменьшения неблагоприятного воздействия компьютера необходимо помнить несколько правил, которые рекомендуют специалисты.

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

2. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.

3. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

4. Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.

5. Не забывать чаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности:

- ограничение времени работы на компьютере – важный фактор

сохранения здоровья: школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса

 - ребенок младшего возраста может играть за компьютером не более 15

минут в день, а дети близоруких родителей - только 10 минут, только 3 раза в неделю!

- лучше играть в первой половине дня

- комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

- мебель соответствовать росту ребенка

- расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

- после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

- игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

МБОУ "Юманайская СОШ"



29 ноября 2013
11:52
Поделиться
;