Шумерлинский муниципальный округ

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ

Об этом мы  беседуем сегодня с заведующим отделом обеспечения надзора за условиями обучения и воспитания детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии»

Надеждой Никандровной Волковой

     - Надежда Никандровна, дети  (школьники) проводят за партами по 4-7 часов (порой и  больше). Не сказывается ли их сидение за партой часами на их здоровье ?

Да может такое и произойти, ведь даже мебель за которой (и на которой) сидит ученик может повлиять на его здоровье! Важное значение имеет правильный подбор мебели,  особенно в условиях школы, где дети проводят за партами, как вы сказали, много  часов  (плюс учитывая и   внешкольную работу).

Поэтому, существуют гигиенические требования к мебели.

Гигиенические требования к мебели основываются на данных антропометрии  и физиологии детского возраста. Например, мебель должна способствовать гармоничному физическому развитию детей, вырабатывать у  них  правильную осанку, длительно сохранять работоспособность ребёнка.

 - Но ведь дети у нас, если можно так выразиться, имеют разные вес, рост…

Правильно. Поэтому одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорции  ребёнка. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным  детей и подростков. Школьная мебель имеет различные размеры, которые  зависят от  показателей длины  тела ребёнка. Для учащихся школ  выпускается  школьная  мебель шести групп с  цветовой маркировкой.

- Кто должен следить за этим?

       Для обеспечения санитарно- эпидемиологического  благополучия в школах, вопросами подборки  мебели, маркировки, рассаживанием  детей   за ученическими столами, партами в соответствии с их ростом, состоянием зрения, слуха учащихся, правильной посадкой во время  занятий должны следить медработники и педагоги.

- А какие Вы  можете назвать наиболее распространенные нарушения в этом деле?

          Нарушениями многих образовательных  учреждений в подборе мебели является не соответствие столов и стульев росту  учащихся, в ряде школ дети занимаются в одних и тех же кабинетах с 5 по11 класс. Такая мебель не отвечает условиям необходимым для поддержания физиологически рациональной позы и может способствовать развитию патологии органов зрения, а также  опорно-двигательного аппарата.

- И что же может случиться с ребенком?

          Если  мебель мала для школьника, он находится в согнутом положении и при этом испытывает значительную статическую нагрузку; если наоборот, мебель большая - ребёнок  вынужден тянутся, ноги не стоят на полу, висят;  поза неустойчива, что также ведёт к нарушению осанки. Соответствие  стола и стула пропорциям  тела школьника - главное условие позволяющее сохранить наименее утомительную позу, которая в то  же  время воспитывает  правильную осанку,  предупреждает искривление позвоночника.

- На основании каких правил мы должны следить за мебелью для школьника?

             Повторюсь: школьная мебель имеет различные размеры, которые зависят от показателей длины тела ребёнка. Для учащихся  школ выпускается мебель 6 групп по ГОСТ 11015-93 (столы), ГОСТ 11016-93 (стулья), ГОСТ 5994-93 (парты). Очень  хороши учебные столы с изменяющейся высотой крышки от уровня пола.

 А основным видом  мебели для учащихся начальных  классов должна быть школьная парта, обеспечивающая    наклон  рабочей поверхности    школьной парты 7-15 град. Опять же, высота стола устанавливается в соответствии с длиной тела школьника.

           Этому моменту уделено особое внимание  в санитарных правилах по общеобразовательным  организациям  СанПиН 2.4.2 2821-10.

- Все-таки, Надежда Никандровна, уточните еще раз - как должен ребенок сидеть правильно?

        При  правильной  посадке голова и туловище  ребёнка находятся в прямом положении, грудь  и живот не сдавлены, расстояние от груди до крышки стола, обращённой к ученику   шириной с кулак, ноги согнуты  в тазобедренном и коленном суставах  под прямым углом,  ступни опираются  на пол, предплечья лежат свободно  на столе, расстояние  от книги или тетради до глаз учащихся начальных классов от 25-35 см, учащихся средних и старших классов  -   30-45 см.

Кстати, следует также следить за осанкой детей во время ходьбы и за тем даже,  как они стоят. Часто они стоят  неправильно, перенося всю тяжесть на одну ногу. В этом случае могут  возникнуть стойкие нарушения  осанки и деформация позвоночника. За этим должны следить и родители.

- Наши дети, школьники, зачастую носят с собой тяжелые сумки, портфели. Может ли это как-то повлиять на их самочувствие? Существуют ли какие-либо правила в этом вопросе? Есть ли какие-либо ограничения, например, в весе портфеля?

Да. Отрицательно  сказывается на осанке постоянное ношение школьниками тяжёлых сумок, портфелей.   Специальными нормами определено какой вес  ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать  для учащихся. Это:  для  1-2 класса - более 1,5 кг, 3-4 кл.- не более 2  кг, 5-6 кл. - не более - 2,5 кг, 7-8 кл. - не более 3,5 кг, для 9-11 кл. - не более 4 кг. Тут уж самим родителям нужно следить, чтобы дети брали в школу только те учебники  и тетради, которые необходимы  им в этот  день на уроках .При возможности  физкультурную форму, принадлежности для уроков рисования, труда, сменную обувь может быть надо оставлять в школе, не отягощая портфель. Для сохранения правильной осанки  необходимо  правильно подойти при выборе  сумок для ношения учебников, школьных принадлежностей: предпочтение отдавать ранцам  с формоустойчивой   спинкой, широкими  лямками ( 4- 4,5 см). Ранцы исключают  возникновение боковых искривлений  позвоночника. Не  нужно покупать   рюкзаки,  сумки через плечо, т.к. при их ношении неравномерно распределяется нагрузка, оттягивая одно плечо, что формирует неправильную осанку детей



20 сентября 2017
13:49
Поделиться